Скандальным стало первое заседание думы Ханты-Мансийского автономного округа с участием нового губернатора региона Руслана Кухарука. Под критику попал лоббируемый правительством ХМАО и отдельными депутатами-единороссами проект «Корпорации СТС» по запуску производства переработки автомобильных шин для изготовления дизельного топлива за счет государственной поддержки. Предложено уже в этом году предоставить из окружного бюджета субсидию в 250 млн рублей и льготный заём на 250 млн рублей под 3% годовых. Никакой финансовой модели и экономического обоснования проекта получатель этих денег не предоставил, но законопроект все равно был принят думой.
Проект стоимостью 715 млн рублей реализует сургутская структура «Корпорации СТС» – ООО «КомТрансАвто» – подрядчик регоператора «Югра-Экология» по транспортировке отходов. Компания намерена запустить разработанную в Южной Корее технологию по переработке вторичного сырья (пластика и старых покрышек) в дизтопливо, которое планирует использовать для заправки своей техники.
Дискуссия по проекту растянулась на несколько дней. Началась она на думских комитетах, а затем продолжилась уже на заседании думы Югры.
Выступая на экономическом комитете, депутат Сергей Великий настаивал, что проект в первую очередь экологический, так как направлен на ликвидацию старой свалки шин под Нижневартовском, которую видно из космоса. По его словам, установка уже прошла испытания, смонтирована и готовится к запуску.
Но в ходе обсуждения выяснилось, что документов, сейчас гарантирующих законный старт производства, нет: ни государственной экологической и ценовой экспертиз, ни сертификатов на оборудование. Нет у компании на данный момент и лицензии на осуществления деятельности по переработке шин.
Как сообщил главный докладчик по проекту от правительства, исполняющий обязанности директора департамента промышленности ХМАО Виктор Гамузов, заключение экспертиз компания обязуется получить до 30 июня 2025 года, а лицензию – не позднее 31 декабря 2025 года (притом что запуск проекта анонсирован в третьем квартале 2025 года).
Представитель корпорации Виталий Якимчик уточнил, что оборудование сейчас проходит экспертизу в Москве, также прошли уже общественные слушания по экологической экспертизе, само заключение ожидается в феврале 2025 года.
«Слушания прошли в Москве, а здесь вы будете строить? А как так получается?» – удивилась депутат Александра Глотова.
«Потому что оборудование сертифицируется для всей Российской Федерации», – разъяснил Якимчик.
«А как жители, которые будут рядом с производством, на это посмотрят? Они же понимают, что сырье опасное», – отметила депутат, на что представитель корпорации заверил, что производство будет соответствовать всем требованиям экологического законодательства.
Другой депутат, Михаил Селюков, поинтересовался, почему выбран вариант переработки автомобильных шин путем пиролиза.
«Тут сидит много бизнесменов, и все задают вопрос: «А я бы вложил деньги в такой проект? У нас есть бизнесмен Владимир Богданов (глава «Сургутнефтегаза»), он никакой пиролиз не делал, а все делает в крошку. Вы альтернативный вариант переработки шин в крошку рассматривали?» – спросил он.
Представители бизнес-структуры дали понять, что физическая технология их не интересует, ссылаясь на то, что связанная с корпорацией компания «Интертехэлектро» хочет апробировать в России именно установку своих партнеров из Южной Кореи, с которой начала сотрудничество несколько лет назад. К слову, в рамках этого сотрудничества корпорация открыла в Кургане производство по выпуску деталей установки, возможно, отсюда и бизнес-интерес к масштабированию этой линии.
«И все-таки: выдаем 500 млн рублей из бюджета, налоговые поступления за 10 лет составят 66 млн рублей. Если говорить о бюджетном эффекте, то его нет. Мы должны понимать: а для чего мы даем эти деньги? Заправлять технику регоператора?» – продолжил задавать очевидные вопросы Селюков.
Но лоббирующие проект коллеги-депутаты заверили его, что первостепенная задача – разгрузить старую свалку шин.
«Так если задача ликвидировать старую свалку, то представьте данные, сколько стоит тонна утилизации покрышек таким способом, сколько стоит альтернативным методом, чтобы посчитать экономический эффект. «Сургутнефтегаз» утилизирует шины в крошку и потом использует ее в дорожном строительстве. У нас есть свой «Северавтодор». Выдайте экономику проекта», – потребовал Селюков, но ответа не получил.
Его коллега по думе Халид Таги-заде подчеркнул, что завод заработает лишь в конце 2025 года, а деньги из бюджета инвестор запрашивает в этом году. Логичнее было выделить субсидию после запуска производства.
«Сейчас оборудование еще не будет работать, не будет эффекта, что вы будете возмещать?» – поинтересовался он.
В ответ лоббирующий проект депутат Андрей Осадчук, заявил, что без господдержки инвестор не сможет завершить строительство установки.
«То, что вы говорите – это другой механизм, он не подходит для производственных и промышленных предприятий, потому что тогда проекты “не полетят”», – заявил один из самых богатых депутатов думы ХМАО.
Бурное обсуждение продолжилось на заседании думы Югры уже в присутствии губернатора ХМАО Руслана Кухарука. Накануне он встретился с акционерами «Корпорации СТС» и выложил в своих соцсетях пост о поддержке проектов частной компании в Югре.
Тон дискуссия задал Михаил Сердюк, который сразу предложил снять спорный вопрос с повестки для проработки, но большинство депутатов его не поддержали.
Тогда он поинтересовался, почему решение о реализации данного проекта оформляется в виде закона.
«Что это за практика такая? Давайте каждый магазин будем открыть, где по 13 рабочих мест, и проводить это отдельным законом, дабы легитимизировать заявителей от возможных проверок», – спросил он у правительства.
Заместитель губернатора ХМАО Сергей Афанасьев пояснил, что проект решено реализовывать через заключение инвестиционного соглашения, существенные условия которого нужно принимать отдельным законом.
«Я правильно понял, что если речь идет о субсидиях, то ответственность должно на себя взять депутатское сообщество, а не правительство? То есть мы берем ответственность, что эти деньги дарим, правильно?» – обратился Сердюк к Афанасьеву.
«Здесь депутатское сообщество не принимает на себя никаких обязательств, а законом принимаются существенные условия, чтобы инвестор был уверен, что эти параметры не будут меняться», – прокомментировал Афанасьев.
После этого от законодательных нюансов Михаил Сердюк перешел к экономическим, поинтересовавшись у докладчика Виктора Гамузова, какова стоимость резиновой крошки переработанных покрышек на рынке. Куратор инвестиционного проекта в правительстве ХМАО ответить на вопрос не смог. На помощь ему пришел первый заместитель губернатора Алексей Забозлаев, сообщивший, что ранее были инвесторы, которые рассматривали метод крошки, но проекты не сложились по экономическим основаниям. И добавил, что говорить сейчас о стоимости нет никакой необходимости.
«А я все же скажу: 47 тыс. рублей покупают компании из Уфы, Екатеринбурга, Челябинска для производства беговых дорожек, детских прорезиненных площадок. Перерабатывайте шредером и заберут все», – отметил Сердюк.
Помимо того, что представители правительства не могли ответить на поставленные вопросы, депутатам не были представлены необходимые для принятия законопроекта документы.
«В бюджете выпадающие доходы появляются на 180 млн рублей, не считая займов, а документов нет: ни технико-экономического обоснования, ни финансовой модели, ни сертификатов на оборудование, ни классификации топлива соответствующим ГОСТам и так далее. Почему нет документов?» – возмутился депутат.
«Так как сейчас проходит сертификация, то на сегодняшний день эти документы отсутствуют», – заявил Гамузов.
«А если они и вовсе не появятся? Какой класс топлива будут производить?» – продолжил спрашивать Михаил Сердюк.
Точного ответа на последний вопрос не последовало. Подозрения, что до топлива дело может и не дойти, только усилились. Докладчик от правительства поспешил обнадежить депутата тем, что в будущем у властей будет право вернуть субсидию и заём, если компания не получит все необходимые документы для реализации проекта.
«Сейчас без государственной поддержки проект реализоваться не может, потому что экономика у коммерческой структуры не складывается. Да, округ не возвращает вложенные средства, но в целом налоги в бюджет с акцизами покрывает все расходы», – заявил Виктор Гамузов, уточнив, что за 10 лет общая сумма выплат оценивается чуть более 400 млн рублей.
В озвученных цифрах засомневался и депутат Алексей Андреев.
«Я вчера спросил: топливо, которое будет производиться, – оно дешевле или дороже, чем то, что продают на рынке? Ответ: «Дороже». Господа, если что-то дороже, чем на рынке, вы свои 400 млн в бюджет обратно не получите, оно сдохнет. Это экономика! Нет реального финансово-экономического обоснования. Депутаты ничего не получили. Это несерьезно», – со знанием дела заявил народный избранник.
Разобраться с финансово-экономическим обоснованием проекта потребовал и Михаил Сердюк.
«Принцип субсидии предполагает готовность реципиента… А сертификата на оборудование может и не быть, оборудование редкое, в России практики не имеет, поставщик – страна недружественная. Вы говорите, что экологическая экспертиза в процессе и будет готова в феврале 2025 год. Срок рассмотрения такой экспертизы – 42 дня. Люди просто не подавались даже, иначе она уже была бы в этом году. И прежде,чем реализовывать такие важные проекты, надо заручиться поддержкой у такого уважаемого ведомства, как Росприроднадзор, поскольку сегодня этот вопрос – один из самых значимых. По крайней мере, вы его популяризируете, как экологический проект», – отметил депутат.
По его словам, сейчас нет никакого инвестора, есть реципиент, который не проверен правительством.
«Получатели субсидии – кто они? Кто там контролирующие лица? Может, там иностранные компании? Может, контролирующие лица из недружественных стран? Этого же не проверено. Мы даем субсидию из бюджета, а окажется, что там 2% у иностранного бенефициара, американец какой-нибудь две акции купил. Есть федеральный закон о контролирующих лицах, его надо соблюдать», – отметил Сердюк.
Депутат в очередной раз предложил снять вопрос с повестки заседания думы, напомнив коллегам об ответственности за умышленное причинение ущерба бюджету.
«Я не вижу необходимости решать экологическую задачу такой огромной нагрузкой на бюджет. Много у нас других важных вопросов. И смеяться над думой будут очень долго. И кличку нам дадут «покрышечники», потому что мы своими действиями сейчас должны легитимизировать этот проект. Я не отрицаю, что в перспективе он, может, хороший, но сейчас закон принимать нельзя, он абсолютно не готов. Это убытки для бюджета! Это выпадающие доходы, за которые мы постоянно боремся, а тут нам предлагают самим расписаться. Более того, я напоминаю депутатам, что в России есть практика привлечение депутатов к ответственности за принятые законы. Мы сейчас наносим ущерб бюджету», – обратился Михаил Сердюк к коллегам.
Чем дольше продолжалась дискуссия, тем больше появлялось сомнений по поводу законопроекта, но это не помешало окружной думе в конечном счете принять его большинством голосов. 29 депутатов проголосовали «за», двое против и трое воздержались.
Напомним, в конце сентября мы сообщали о том, что власти ХМАО обозначили начало ликвидации свалки шин под Нижневартовском. Масштабная работа должна стартовать весной следующего года. Речь идет о бывшем полигоне ООО «Березка», который обязал освободить от нелегально размещенных шин Нижневартовский горсуд еще в 2017 году.
С 2001 года на объекте площадью порядка 17-ти гектаров, по оценкам наблюдателей, было накоплено около 1,2 млн шин общей массой до 70 тыс. тонн. На протяжении нескольких последних лет интерес к работам на площадке проявляли различные компании, но в итоге полноценно они так и не стартовали.
Как правило, коммерсанты испытывали интерес не к вывозу шин, а к извлечению из тела полигона металла и других ценных фракций. Однако на конец сентября, по последним заявлениям деппрома ХМАО, в ликвидации мегасвалки должны были быть задействованы ООО «Уральский вышкомонтажный центр» из Нефтеюганска и челябинское ООО «ВторРесурсы».