Новости

Бесплатные парковки и зарядка в кафе: что ждет владельцев электромобилей в Петербурге

 Электромобили уверенно входят в нашу жизнь: особое внимание руководства страны, рост спроса, предоставление льгот для владельцев, федеральные субсидии Петербургу на развитие инфраструктуры. Стоит ли прямо сейчас жителям Северной столицы становиться в очередь за бесшумным и экологичным транспортом — изучали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Президент России Владимир Путин в середине февраля лично ознакомился с образцом отечественного электромобиля E-Neva. Такими машинами Обуховский завод обещает заполнить рынок через три года. Согласно статистике «Авито», спрос на электрокары за последний год вырос на 48 %.

Власти освободили потенциальных владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога и трат на платные парковки и федеральные трассы. Вполне вероятно, что в недалеком будущем число электрокаров на дорогах существенно увеличится.

Мировой опыт показывает, что они могут почти полностью заменить привычные виды транспорта. В Норвегии, например, к 2022 году 79 % всех машин составил транспорт на электрической тяге. Годом ранее электрокары стали самыми продаваемыми автомобилями на китайском авторынке. По данным «Автостата», в феврале 2023 года на территории России продали 550 новых электромобилей. Это на 90 % больше, чем за тот же период прошлого года.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили у экспертов, насколько выгодно сейчас быть владельцем электрокара, удобно ли заряжать экологичный транспорт в Петербурге и какую скрытую угрозу таят для Северной столицы новые машины.

Электро или авто — что дороже?

Для некоторых жителей Северной столицы электромобили постепенно перекочевали из области инноваций в предмет повседневного обихода. Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева рассказала НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о самых популярных электрокарах Петербурга по количеству продаж.

«По прошлому году лидер рынка — это "Тесла". И я, как владелец "Теслы", восхищаюсь этой машиной. На втором месте BYD, и я, как, опять же, владелец BYD, считаю, что эта марка оптимальна по соотношению цены и качества. Батареи, которые стоят в этих машинах, обеспечивают хорошую дальность хода. BYD имеет модели в среднем ценовом сегменте, вполне доступные. Народным, так сказать, электромобилем я бы назвала Nissan Leaf. У нее хороший функционал, там воплощены все современные технологии. Именно эта модель составляет большую часть рынка в России», — рассказала эксперт.

Конкуренцию иностранным маркам может составить электрическая модификация «Москвича». Продажи в Петербурге его варианта «3е» с электродвигателем начались 3 марта. На примере изделий столичного завода хорошо видна типичная разница цен между электрокаром и автомобилем одного класса. Версия с аккумулятором стоит 3,5 миллиона рублей, а с двигателем внутреннего сгорания (в примерно той же комплектации) — около 2 миллионов. Зато платить за эксплуатацию электромобиля придется меньше.Пять лет без транспортного налога, и ближайший год бесплатного проезда по ЗСД и другим федеральным трассам — такой финансовый эксперимент решили поставить городские власти. Бесплатно пользоваться парковками владельцы электромобилей могли уже давно, и эта льгота пока не имеет ограничения по времени. Автоэксперт Владимир Сажин считает, что экономия выходит весьма ощутимая.

«Даже если совсем приблизительно рассчитать. Около десяти тысяч рублей транспортный налог. Дальше парковки, допустим, тоже тысяч десять, если водитель часто ездит в центр. Дальше: электричество приблизительно вдвое дешевле, чем бензин. И самое главное — можно каждый месяц экономить на абонементе на платные дороги», — подсчитал Сажин.

Итак, считаем электромобильный бонус — 7 000 рублей абонемент на ЗСД (в год выходит 84 тысячи), на парковки активный водитель тратит примерно 500 рублей в месяц (6 000 в год), плюсуем транспортный налог, который бывает от 2 000 до 200 000 рублей, в зависимости от класса машины, добавляем разницу в оплате за энергоресурс.

Если все сложить, получится от 100 000 до 400 000 рублей — приблизительно такую сумму сможет экономить владелец электрокаров в год. При условии, что петербуржец постоянно будет пользоваться ЗСД, часто наведываться в центр и найдет себе паркинг с розеткой. Гордеева предлагает добавить в список бонусов затраты на сервис.

«Надо отметить, что масло в электрокаре менять не надо так, как в машине с двигателем внутреннего сгорания. Масло меняется только в редукторе. И колодки практически не страдают. Я прошлую машину продавала на 175 тысячах пробега, колодки за этот период не были поменяны. Вообще практически не приходилось ремонтировать, фильтры только приходится менять, потому что в Петербурге грязно на дорогах», — заявила эксперт.

По словам Гордеевой, дополнительных расходов в холодное время года владельцам электрокаров бояться не нужно, современные технологии рассчитаны на работу в мороз. А затраты на обогрев машины для жителя Петербурга не критичны.

«Конечно, расход аккумулятора больше зимой, включил печку — уже запас хода меньше. Включил подогрев руля — еще меньше. Но для городского электрокара это несущественно. Запас хода — 400 километров. Вы все равно приедете домой, дотянете до подзарядки, а сумма оплаты за электричество увеличивается не критично», — рассказала эксперт.

Зарядки и их отсутствие

В конце 2021 года правительство России включило Петербург и Ленинградскую область в список регионов для реализации пилотного эксперимента по созданию инфраструктуры для электротранспорта.

Власти Петербурга обещают за ближайшие два года построить 106 зарядочных станций к 101-й имеющейся. Для этого городу выделили 124 млн рублей из федерального бюджета. Однако с выполнением законодательных инициатив в области развития инфраструктуры для электромобилей у городских чиновников есть проблемы.

«В Петербурге было бы все легко, если бы исполнялись те законодательные инициативы, которые уже внесены. У нас в городе были внесены поправки в правила застройки. У нас каждый застройщик, который строит, причем не важно, что именно строит, деловой центр или жилой комплекс, обязан на 1600 квадратных метров устанавливать одну зарядную станцию. В том числе и за бюджетные средства. Но этого не делается. Мы, от имени нашей ассоциации, обращались в комитет по строительству, но они ответили, мол, мы не проверяющий орган, кто проверяет, нам не сообщили, вопрос остался открытым», — поделилась Гордеева.

Зарядок в городе не хватает. Некоторые из них находятся на частных территориях, куда заехать порой невозможно. Чтобы понять, какие доступны, можно пользоваться специальными приложениями или взглянуть на один из навигационных инструментов.

При изучении карт становится понятно, что зарядок хватает только на ограниченное число машин, и риск оказаться с севшей батарейкой в Петербурге вполне реален. Владельцев разряженных электрокаров часто спасают окружающие.

«Ни одного раза, когда у меня не было зарядки, мне не отказали в помощи. Я приезжала на АЗС и просила дать розетку. И иногда вот, например, девочки, которые работают в кафе, вытаскивали из розетки микроволновку, и я подключалась. Кофе пьешь, пирожки ешь и уже немного подзарядился», — рассказала Гордеева.

Если Гордеева настроена оптимистично, то другие собеседники НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ говорят, что властям города будет непросто справиться с установками зарядок. Автоэксперт Максим Багаев обратил внимание, что мест под зарядки нужно будет много.

«При резком росте числа электрокаров будет расти и логистическая потребность: водителям нужна будет достаточная территория, чтобы припарковаться, то есть довольно большая площадь. Как это будет решено — пока неясно. Нужно очень хорошо спроектировать сеть заправок, чтобы всем было удобно», — заявил Багаев.

Владимир Сажин со своей стороны отметил, что зарядить электрокар быстро не получится.

«Чтобы зарядить электрокар, требуется двадцать минут, это самый минимум. В зависимости от машины время зарядки может колебаться вплоть до часа. Так что для полноценной зарядки автомобилистам нужно будет место для очередей», — подчеркнул Сажин.

Что будет с развитием сети зарядок, станет понятно в ближайший год. Примечательно, что есть планы наладить производство зарядок прямо в Северной столице. Однако с отсутствием инфраструктуры для электромобилей связан еще один неприятный момент.

Скрытая угроза экологии

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания наносят серьезный ущерб экологии. Председатель экологической общественной организации «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о том, как это отражается на Северной столице.

«По статистике, каждый год в Петербург тем или иным способом попадает 600 000 тонн отравляющих веществ. Около половины от этого числа — из-за использования автомобилей. Например, те же самые покрышки после использования имеют четвертый класс опасности, именно из-за того, что ездят по дорогам, загрязненным различными продуктами отходов автомобиля», — пояснил эксперт.

Электромобиль при эксплуатации, конечно, меньше загрязняет окружающую среду. Однако проблемы могут начаться при массовой утилизации использованных аккумуляторов. Экологи опасаются появления незаконных свалок нового типа.

«Как это делается: берется какой-нибудь пустырь, обнесенный заборчиком, сдается городом в аренду, потом арендатор пересдает в субаренду. На пустырь завозятся отходы. Представим, что туда будут завозиться использованные аккумуляторы. Администрация на это смотрит сквозь пальцы, территория заполняется токсичным мусором, потом в какой-то момент арендатор делает удивленные глаза, мол, как же такое могло произойти, субарендатор растворяется в пейзаже, а у города проблема с горой гигантских батареек, которые надо везти на переработку», — рассказал Виноградов.

Электрокар может стать дешевым и простым в эксплуатации средством передвижения. Но только если точно знать, как будет использоваться машина, где заряжаться и куда чаще всего она будет ездить. В противном случае владельцу электрокара придется уповать на отзывчивость людей со свободной розеткой.

Однако у Петербурга, как крупного современного мегаполиса, есть потенциал стать одним из важнейших полигонов для эксперимента федеральных властей с электромобилями. Тем временем аналогичные процессы происходят и в Ленобласти. Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о том, сколько стоит зарядить электромобиль на станциях «Россети Ленэнерго».

Теги: ,

Опубликовано: 10 марта 2023
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31