Новости

Отсутствие раздельного сбора ТКО в Тюменской области ведет к невозможности реализации терсхемы

По инициативе Департамента недропользования и экологии Тюменской области состоялся круглый стол «Предварительные итоги реализации пилотного проекта по внедрению раздельного сбора отходов (который стартовал в Тюмени четыре месяца назад). Обсуждение выявленных проблем и подходов к внедрению раздельного сбора в Тюменской области».

Всего в мероприятии приняло участие около 40 человек. С сообщениями выступили заместитель директора Департамента недропользования и экологии Рейн А.В., заместитель директора регионального оператора по обращению с отходами ООО «ТЭО» Петренко С.М., руководитель общественного добровольческого движения «Круговорот» Шелемеха К.С., депутат Тюменской областной Думы Баранчук Ю.А., председатель Группы общественного экологического контроля Общественной палаты Тюменской области Фахрутдинов А.К.

Заместитель директора Департамента недропользования и экологии Александр Рейн проинформировал собравшихся, что для раздельного накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов за счет областного бюджета были приобретены 193 трёхсекционные урны. Из них 162 установили в 88 корпусах 52 школ Тюмени и девяти зданиях органов исполнительной власти. Еще 31 урну разместили в торговых центрах «Гудвин», «Тюмень Сити Молл», «Матрешка», а также в двух магазинах «Окей» и четырех гипермаркетах «Лента».

Председатель Группы общественного экологического контроля Общественной палаты Фахрутдинов А.К. пояснил, что объекты пилотного проекта выбраны неудачно. Ни школы, ни торговые центры не могут обеспечить чистоту эксперимента. Больше всего отходов, причем разных видов и групп, накапливается на придомовой территории многоквартирных домов. Установка урн и баков для раздельного сбора отходов в жилом секторе дала бы более объемную картину для анализа и выводов. Кроме того, проект не отвечает требованию методических рекомендаций по раздельному накоплению и сбору ТКО, разработанных Министерством природных ресурсов ещё в октябре 2020 г., – обязательному разделению коммунальных отходов на сухие и органические (влажные). Последние загрязняют материалы, пригодные к вторичной переработке, вызывают гниение и размножение бактерий. Поэтому вторичное сырьё, которое можно продать, чаще всего имеет плохое качество и не всегда находит покупателя.

В своём сообщении Фахрутдинов А.К. отметил следующее:

«В настоящее время в России проводятся Дни защиты от экологической опасности, которые завершатся 5 июня в День защиты окружающей среды.

Как известно, ещё четыре с половиной года тому назад, 15 ноября 2017 г. Президент России подписал Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами, которым обязал создать отрасль обращения с ТКО замкнутого цикла (раздельное накопление, транспортирование, сбор, обработка, утилизация и размещение).          

31 декабря 2017 г. был принят Федеральный закон № 503-ФЗ, который отнёс порядок раздельного накопления ТКО к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

1 июня 2020 г. Заместителем Председателя Правительства РФ В.В.Абрамченко был утверждён План мероприятий («Дорожная карта») по введению раздельного накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов №4586п-П11.

Письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 октября 2020 г. №05-25-53/28263 в органы исполнительной власти субъектов РФ были направлены Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению раздельного накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов.

Отсутствие раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов в Тюменской области в нарушение вышеуказанного поручения Президента России приводит к невозможности реализации Территориальной схемы обращения с отходами. Кроме того, эффективность действия построенных в Тюменской области трёх мусоросортировочных заводов в Тюмени, Тобольске и Ишиме и одной мусороперегрузочной станции в г. Ялуторовске крайне незначительная, и главные причины этого – низкий процент сортировки на мусоросортировочных заводах, низкое качество очистки извлекаемых полезных фракций. Последнее приводит к тому, что предприятия-потребители отказываются приобретать отсортированные полезные фракции вследствие технологического несовершенства мусоросортировочных заводов в Тюменской области. Как сказал в 2021 году по этому поводу на одном из заседаний Комитета по экономической политике и природопользовании депутат Тюменской областной Думы предыдущего созыва Крупин А.В., «гора родила мышь».

Согласно имеющимся объективным данным, на построенном в Тюмени мусоросортировочном заводе уровень отсортированных полезных фракций составляет примерно 25%, а количество продаваемых полезных фракций – мизерное. Получается, что 75% ТКО по-прежнему поступает на полигон «Велижанский», расположенный рядом с Тюменским мусоросортировочным заводом. Между тем, проектный срок эксплуатации указанного полигона истёк в июне 2021 года, а продлённый срок истекает в 2025 году, то есть через три года. При этом, количество собираемых ТКО ежегодно возрастает по мере увеличения числа контейнеров для сбора ТКО. Кроме того, на этот полигон поступает, минуя мусоросортировочный завод, крупногабаритный и строительный мусор, некоторые промышленные и медицинские отходы. Поэтому уже через 3 года г. Тюмень, Тюменский и Нижнетавдинский районы столкнутся с проблемой размещения ТКО: его вывозить просто-напросто будет некуда.  

Кроме того, несмотря на письменные обращения, ни Департамент недропользования и экологии, ни Региональный оператор – ООО «ТЭО» до настоящего времени не предоставили Группе общественного экологического контроля расчёты и иные материалы, на основании которых было принято решение о продлении срока эксплуатации действующего полигона ТКО «Велижанский». В ответ на обращение в ООО «ТЭО» были предоставлены только выводы проектной документации, содержащиеся на двух листах, без обосновывающей части и расчётов. Указанные обстоятельства косвенно указывают на отсутствие объективного обоснования переноса срока окончания эксплуатации указанного полигона.

Между тем, по инициативе Группы общественного экологического контроля ОП ТО ещё 28 ноября 2019 г. состоялись публичные слушания по вопросу совершенствования обращения с ТКО в Тюменской области, в которых приняло участие примерно 130 человек, в том числе руководители и представители органов публичной власти, принята Резолюция, состоящая из 20 пунктов.

Часть рекомендаций Резолюции, к сожалению, остаётся не выполненной, в том числе рекомендация участникам концессионного соглашения, касающаяся организации раздельного сбора ТКО; до настоящего времени органами власти не рассмотрена возможность введения льготного налогообложения для участников системы обращения с отходами, занимающихся сбором, транспортировкой и утилизацией вторичных ресурсов, не разработаны схемы обращения с опасными отходами, медицинскими отходами, крупногабаритным и строительным мусором, жидкими коммунальными отходами, сельскохозяйственными отходами в виде птичьего помёта. И некоторые другие.

По результатам работы «круглого стола» предлагаю принять Резолюцию, куда включить следующие предложения:

1. Руководствуясь Общественными предложениями Регионального отделения ОНФ от 2 февраля 2022 года, Региональному оператору по обращению с ТКО (ООО «ТЭО») и Департаменту недропользования и экологии Тюменской области выполнить требования, установленные Методическими рекомендациями для органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению раздельного накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов, направленными в органы исполнительной власти субъектов РФ письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 октября 2020 г. №05-25-53/28263, а именно: как можно скорее дополнительно установить во дворах всех МКД Тюменской области металлические контейнеры для сухих отходов и организовать их опорожнение по мере наполнения, но не реже одного раза в 10 дней. Сбор сухих отходов производить специализированным мусоросборочным автотранспортом.

2. ООО «ТЭО» как можно скорее наладить промывку мусорных контейнеров и мусоровозов в целях ликвидации неприятных запахов, грязных подтёков на асфальте, что осложняет организацию раздельного сбора мусора.

3. ООО «ТЭО» как можно скорее приступить к компостированию органических отходов и производству технического грунта, что улучшит качество полезных фракций, увеличит объём их продаж, увеличит доходы ООО «ТЭО», часть которых можно направить на организацию раздельного сбора мусора.

4. Департаменту недропользования и экологии и ООО «ТЭО» как можно скорее завершить оборудование мусоросборочных площадок и установку мусорных контейнеров в населённых пунктах Тюменской области, что расширит возможность для организации раздельного сбора мусора.

5. Департаменту недропользования и экологии как можно скорее завершить ликвидацию несанкционированных свалок, что увеличит поступление ТКО на мусоросборочные площадки, а значит, создаст условия для организации раздельного сбора мусора.

6. Администрации г. Тюмени вменить в обязанности 45-ти «квартальных» совершение ежедневных обходов мусоросборочных площадок в целях осуществления контроля за их содержанием и состоянием, что повысит для населения привлекательность раздельного сбора мусора.

7. Участникам Концессионного соглашения рассмотреть возможность технологической реорганизации мусоросортировочного завода в г. Тюмени.

8. Учитывая низкий процент сортировки на действующих мусоросортировочных заводах Тюменской области, учитывая, что через три года заканчивается уже продлённый проектный срок эксплуатации единственного в г. Тюмени действующего полигона ТКО «Велижанский», в целях предотвращения мусорного коллапса и вынужденного продолжения эксплуатации указанного полигона в нарушение природоохранного законодательства, Правительству Тюменской области как можно скорее приступить к проектированию и строительству предприятия по обезвреживанию «хвостов», остающихся на Тюменском мусоросортировочном заводе после сортировки».

 Необходимо отметить, что опрошенные движением «Круговорот» посредством социальной сети граждане отмечают отсутствие необходимой информации о местах раздельного сбора мусора и о порядке этого сбора, недостаточную вместимость установленных контейнеров, неудобство из-за отсутствия таких контейнеров в жилой зоне.

Между тем, активисты межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый Фронт" в середине мая вновь выявили признаки грубых нарушений природоохранного законодательства на тюменском полигоне ТКО. Ранее после обращения экоактивистов Росприроднадзору удалось доказать, что фильтрат с полигона загрязняет окружающую среду. По результатам лабораторных исследований было установлено превышение содержания контролируемых показателей на исследуемом земельном участке, а именно: бария, хрома, лития, железа, свинца, меди, хлорид-иона, нитрат иона, обменного аммония. Размер вреда составил 1 224 112,54 руб. и предъявлен юридическому лицу в начале марта.

За аналогичные нарушения, допущенные на полигоне ТКО в Тобольске ООО «ТЭО» оштрафовали на 150 тысяч рублей. Ущерб почве в результате загрязнения азотом аммонийным, нитратом, кальцием, хлоридом, литием, магнием, кадмием, хромом, свинцом, мышьяком, медью, барием составил 183 330 рублей и был предъявлен ООО «ТЭО» 29 ноября 2021 года.

Загадочным до сих пор остается вопрос нахождения пруда искуственного происхождения в районе мусоросортировочного завода "ТЭО" на 9-м км Велижанского тракта. Анализ архивных спутниковых снимков показал, что пруд появился после начала эксплуатации полигона ТКО, имел рукотворное происхождение (имеются следы работы тяжелой техники, подъездные пути и тд) и даже была выкопана траншея для отвода стоков из этого пруда уже после строительства мусоросортировочного завода. Нам до сих пор неизвестен состав воды в этом пруду, полагаем речь может идти о фильтрате или сточных водах,поскольку с завода прямо в пруд выведена труба, но надзорные органы так и не вышли на отбор проб.

Как полагают экологи "Зеленого Фронта", без внедрения повсеместного раздельного сбора процент отбора полезных фракций на мусоросортировочных заводах в Тюменской области будет минимальным, а качество полученного сырья - невысоким. Например, отходы из шести муниципальных образований Тюменской области вывозятся на мусороперегрузочную станцию в Ялуторовске, где попросту прессуются и далее транспортируются на мусоросортировочный завод в Тюмени. Но спрессованный мусор представляет собой ненадлежащую кондицию для качественной сортировки, фактически такой мусор непригоден для эффективной сортировки и дальнейшей перепродажи полученного сырья. Между тем, расходы на содержание мусорных заводов возложили на население, а тарифы на вывоз ТКО в Тюменской области в разы превосходят тарифы в соседних регионах.

Похожие новости:

kvobzor.ru/news/i45924

Теги: , ,

Опубликовано: 25 мая 2022
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31