Новости

Отходы все опасней и дороже

В минувший вторник на заседании городского правительства утверждена «Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012 – 2020 годов». 
 
Напомним: для выбора наилучшего разработчика программы комитет по благоустройству объявил в декабре прошлого года конкурс. Его выиграло научно-производственное объединение «Центр благоустройства и обращения с отходами» (НПО ЦБОО), которое к началу февраля разработало и передало в комитет свое детище, стоимость реализации которого оценивалась в 23,4 млрд руб. Однако комитет об этой программе «забыл», а вместо нее произвел в своих недрах тот самый документ, который и был представлен позавчера на утверждение правительства (при этом стоимость программы выросла более чем вдвое – до 59,1 млрд руб.). Сегодня специально для нашей газеты новую программу Смольного комментируют ведущие экологи и общественники города.
 
Семен ГОРДЫШЕВСКИЙ,
председатель правления Санкт-Петербургского
экологического союза:
 
– Прежде всего поражает смелость авторов в принятии на себя гигантской ответственности по разработке программы для столь крупного города, как наш, при очевидном отсутствии у них необходимой квалификации и стремлении к проведению такой работы в атмосфере секретности.
 
В паспорте программы заявлены следующие цели: повышение экологической безопасности населения; снижение нагрузки на окружающую среду от воздействия отходов; максимальное вовлечение вторичного сырья в хозяйственный оборот. И это целеполагание правильное – вот только уже утвержденная правительством программа заявленным целям принципиально не соответствует. Прежде всего она предусматривает строительство все тех же четырех мусороперерабатывающих комплексов (МПК), о которых столько недоброго сказано, и на это намечено истратить 40,830 млрд руб. Очевидно, что упор делается на использование самых дорогих и экологически опасных технологий сжигания отходов.
 
Кроме того, не планируются мероприятия по снижению образования отходов, а мощности МПК, полигонов и целевые показатели в документе между собой не стыкуются. Приоритет экономической эффективности перед экологической безопасностью является в программе стержневым по сути.
 
Но главное – от нас скрыта информация, позволяющая оценить экологическую безопасность планируемых технологий, ее в программе не найти.
 
Юрий ШЕВЧУК,
руководитель Северо-Западной общественной организации «Зеленый Крест»:
 
– Эта программа не отвечает требованиям документа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», подписанного президентом страны 30 апреля 2012 года, и разработана кулуарно, без привлечения специалистов, общественных организаций, бизнес-сообщества.
 
Допущен ряд серьезных ошибок – так, например, дан явно завышенный прогноз роста образования ТБО к 2015 и 2020 годам, соответственно, на 22 и 42 процента. Неправильный прогноз приводит к необходимости строительства дополнительного завода по переработке отходов на 600 тыс. тонн в год, соответственно, и реальным бюджетным потерям города вне зависимости от формы собственности такого завода. Затем почему-то предусмотрено создание государственного перевозчика отходов в виде госпредприятия, которое волевым решением заберет 30% рынка. На самом деле в городе нет проблем удаления отходов, а проблемы лежат в области экологической безопасности.
 
Совершенно не допустимым является отказ от двух этапов транспортировки ТБО. Сейчас мусоровозы малой вместимости, но высокой маневренности собирают мусор по городу; затем на станциях перегруза происходят сортировка и извлечение из мусора от 6 до 80% вторичного сырья – в зависимости от установленного на станциях перегруза оборудования и морфологического состава мусора. Затем оставшийся мусор спрессовывают и вывозят на полигоны с помощью мощных мусоровозов повышенной грузоподъемности и проходимости.
 
Теперь предполагается эту систему разрушить. Малые машины, собирающие мусор в городе, должны быть оборудованы прессами и непосредственно, без перегруза, довозить мусор до полигона. Это приведет к невозможности извлечения вторичных материальных ресурсов из коммунальных отходов и оставит без сырья ресурсо-сберегающие предприятия рециклинга. С системой переработки вторичного сырья в городе будет покончено.
 
Сергей ВИНОГРАДОВ,
координатор региональной общественной организации «Зеленый патруль» в СЗФО:
 
– Выскажу несколько принципиальных соображений. Во-первых, согласно программе, отходы IV и V классов опасности подлежат размещению на полигонах ТБО. Между тем отходы V класса, как с природо-охранной так и с экономической точки зрения, целесообразно использовать в рекультивации, дорожном строительстве, другими способами, но не держать на полигонах.
 
Далее. Большое внимание уделяется сортировке отходов «с целью выделения вторичного сырья и опасных компонентов». Но пока, несмотря на все усилия общественных организаций, вопрос раздельного сбора отходов не решен, что делает сортировку экономически неоправданной.
 
Относительно прогнозирования образования отходов нет явного источника прогноза; динамика роста объема отходов в 2006 – 2009 гг. просто интерполирована на отрезок 2009 – 2025 гг. Что касается нормативно-правового регулирования обращения с отходами, к сожалению, данный вопрос рассматривается весьма поверхностно. Считаю необходимым сконцентрировать управленческие функции в специально созданном либо уже существующем органе власти, поскольку пока они распределены между несколькими ведомствами.
 
В общем же и целом под видом инновационных решений утилизации предлагается попросту сжигать большую часть отходов. А это приведет к тому, что масштабы ущерба окружающей среде от отдельно взятой отрасли в регионе достигнут исторического максимума.
 
logo
 
Похожие новости:

Теги: , ,

Опубликовано: 31 мая 2012
Автор: http://www.spbvedomosti.ru